Аннотация рабочей программы по Географии

5 класс

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

– актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

– развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

– научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

– научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс»  – первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2014г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

6  класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

– ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. п 18.2.2;

-программой Петровой Н.Н. « Программа курсов «География» для 5 -9 классов»  М.: издательство «Мнемозина», 2012

– программой  развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013г;

На основании:

статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

– положения о рабочей программе по учебному предмету педагога, осуществляющего    функции введения  ФГОС.

 Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.

 

Общая характеристика учебного предмета

Курс географии 6-го класса «Природа Земли  человека» построен на формировании  географических представлений учащихся о нашей планете, о явлениях и процессах в геосферах и их взаимосвязях. Особое внимание уделено геоэкологическим аспектам сохранения окружающей природной среды. Основное содержание курса строится на изучении не только взаимосвязей природных  компонентов, формирующих  окружающую среду, но и деятельности  человека, её изменяющей. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку;  учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также  приобретают умения использовать источники географической информации.  Большое  внимание  уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование  своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в  дальнейшем при овладении курса географии.

 

Пояснительная записка

7 класс

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент Государственного образовательного минимума, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень);
  • программы основного общего образования по географии.5-9 кл Авторы И.И.Баринова, В,П.Дронов, И.В.Душина,В.И.Сиротин

Курс «География материков и океанов» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю).

Изучение географии в 7 классе школы направлено на достижение следующих целей:

 

  • создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;
  • сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;
  • раскрыть закономерности землеведческого характера;
  • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

 

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности, дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

 

Пояснительная записка

8 класс

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент Государственного образовательного минимума, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09 02 1998 года № 322;
  • Программа основного общего образования по географии 5-9 классы .Авторы А.И.Алексеев ,О.А. Климанова ,В.В .Климанов ,В.А. Низовцев.М,»Дрофа» 2013г
  • программа регионального курса «Краеведение»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

 

В результате изучения географии ученик должен  знать и понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснятьсущественные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлятькраткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определятьна местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

10-11 классы

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Базисный учебный план для образовательных учреждений , реализующих программы общего образования, утверждённый приказом.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08..2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
  • программы общеобразовательных учреждений, допущенных Министерством образования РФ под редакцией А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной («Просвещение», М., 2008 г.);

Согласно учебному плану МОУ «СОШ №2»  на изучение предмета в 10 классе выделен 1 час в неделю – 35 учебных часа и в 11 классе 1 час в неделю – 35 учебных часа, всего 68 учебных часов в 10-11 классах.

Программа реализуется по учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «География. Современный мир» авторы Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина («Просвещение», М., 2011 г.).

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

В отличие от авторской программы разделы, которые были включены в рабочую программу: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» (1 час), «Россия в современном мире» (2 часа) предусмотрены требованиям государственного стандарта образования. 

Из-за перераспределения часов и изменения некоторых тем и разделов в целом сохранен объем изучаемого материала согласно требованиям государственного стандарта образования, учтены все элементы государственного стандарта.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.